Хотим поделиться с вами историей, которая произошла с сотрудниками нашей компании. Пожалуй, это был один из самых тяжёлых объектов, на котором мы работали. Поступил заказ на обезвреживание оборудования, которое находилось на военном предприятии. На нём, естественно, проходили всевозможные секретные испытания, поэтому внутри и снаружи вид этого завода был соответствующий: железобетонные толстые стены, устойчивые ко взрывам, высокие потолки, бронированные двери. Хочется сразу отметить, что участок работ был грамотно огорожен. Никто из сотрудников предприятия, не занятых в этих работах, не мог попасть на объект.

Нам на этом объекте нужно было утилизировать оборудование, в котором находились щелочные металлы. Понятно, что работа не представлялась такой сложной. Максимум, что можно было ожидать — это небольшие контролируемые нами взрывы, так как щелочные металлы (в нашем случае калий и натрий) при попадании в воду могут загореться, а водород, который при этом выделяется, смешавшись с воздухом, может взорваться. Но это для нас, конечно, было не ново. Обычная практика при уничтожении щелочных металлов. Но так мы думали только на первых порах. На деле же всё оказалось немного иначе. Естественно, как это и бывает, нас просто забыли предупредить, что к этому оборудованию никто не подходил более двадцати лет. Ну да ладно, работа есть работа. Все гайки и болты отворачивались легко, усилий особых мы не прикладывали, что и понятно, оборудование было сделано из нержавейки. Но дальше всё пошло не по плану.

Так как это оборудование стояло двадцать лет без движения, понятно, что со временем щелочные металлы, находящиеся там, вступили в реакцию с азотом из воздуха и образовали соединения, которые называются нитридами. Особенность этих соединений заключается в том, что при даже самом незначительном ударе они взрываются. И, конечно же, самое интересное, что никто даже приблизительно не мог знать, сколько накопилось там этих соединений, и где они находятся. Началась настоящая русская рулетка. Взрыв мог случиться в любую секунду. Работать приходилось по четыре часа в день. Больше просто физически было невозможно это делать. Спецодежда была специализированная, очень тяжёлая, плюс противогазы и маски. Более двух месяцев титанического кропотливого труда. Но как мы не старались, взрыв всё же произошёл. Одному нашему специалисту обожгло руку. По счастливому стечению обстоятельств дальше уже не было таких опасных взрывов, но нервов этот объект подпортил всем нам знатно.

Вообще оборудование такого плана нужно обезвреживать в воде. С кораблей его спускают в воду, и там этот процесс происходит совершенно безопасно. Но в нашем случае, даже если бы у нас поблизости был водоём, то мы бы всё равно не смогли погрузить и вывезти это оборудование, так как в любую минуту при даже малейшем толчке, мог произойти взрыв. Поэтому все вопросы пришлось решать на месте. Каждый новый день подкидывал нам сложные технические задачи, которые требовали оперативного решения, ибо ситуацию нужно было оценивать мгновенно, чтобы избежать трагедии.

Но всё равно у нас происходили взрывы, конечно, не в крупных масштабах, а более локально. Постоянно приходилось поливать детали оборудования, измазанные щелочными металлами, водой. Грохот при всём при этом стоял фантастический. Объект был крайне тяжёлым, ведь совершенно невозможно было предугадать, чем закончится отвинчивание очередной гайки. Поэтому нервное напряжение, безусловно, зашкаливало. К счастью, нашим специалистам удалось завершить все работы с минимальными потерями, но времени, сил и нервов было потрачено намного больше, чем планировалось ранее. С объекта было вывезено очень много отходов. Ну и главное в этой истории то, что в конце концов всё закончилось благополучно.








Смотрите также:

Дата публикации: 18.04.2023